Назад

Как сделать урок интересным.

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желаемым процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

   Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

·        личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

·        содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

·        методов и приемов обучения.

   Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

   Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

·        По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

·        Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

·        Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

·        Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывать темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

   Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб находит свой вариант решений.

   Я преподаю замечательный предмет – математику. Для развития интереса к математике я применяю различные формы и методы организации учебного процесса, средства обучения.

 

Разминки.

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут.

   В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

   Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

   Приведу примеры вопросов:

v    Назовите наименьшее однозначное число.

v    Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

v    Если температура воздуха была  -8о, а потом потеплело на 6о, положительной ли стала температура?

v    Сколько человек в трех квартетах?

v    Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.

v    Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?

v    Чему равна сумма цифр, на которые показывают стрелки механических часов в 9 часов утра?

v    Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?

1. Задачи для устного счета

1. От ленты отрезали 12 метров, а потом, еще 1/5 оставшейся части.
Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз отрезали 4 метра.

Ответ: 32 метра.

2. Около школы строят девятиэтажный дом. Шесть этажей уже построили. На сколько этажей меньше осталось построить, чем уже построили?

Ответ: на 3 этажа.

3.  В одном кабинете 31 комнатное растение, а в другом 23. Сколько растений нужно перенести из одного кабинета в другой, чтобы растений в каждом кабинете стало поровну?

Ответ: 4 растения.

4.  Гусь и утка вместе весят столько же, сколько поросенок. Гусь весит 8 кг, а поросенок 14 кг. Сколько весит утка?

Ответ: 6кг.

 

2. Задачи, основанные на геометрическом материале

 

1. Длина и ширина прямоугольника вместе составляет 1 дм 4 см, причем длина равна 8 см. На сколько см ширина меньше длины?

Ответ: на 2 см.

2. Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше ширины?

Ответ: 42 см.

 

3.  Периметр прямоугольника 64 см. Найдите длину прямоугольника, если ширина составляет 1/4 часть периметра?

Ответ: 16см.

4.  Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если человек обходит его за 5 минут, со скоростью 20 м/мин. Известно, что ширина огорода 20м.

Ответ: 600 м2.

 

3. Задачи на движение

- благодатный материал, служащий прекрасным средством развития мышления, поскольку обеспечивает напряжение мысли каждого ученика.

1. Между Астраханью и селом Барановка по Волге - 57 км. Зимой на санях одновременно выехали из этих двух пунктов друг другу навстречу два односельчанина. Лошадь из Барановки бежала со скоростью 10 км/ч, а из Астрахани - 9 км/ч. Из Барановки, кроме того, вместе с лошадью бежала собака. Сколько километров пробежала собака до встречи односельчан, если скорость ее бега составляла 12 км/ч?

Ответ: 36км.

2. От пункта А до пункта В 580 км, а от пункта В до пункта С 420 км. На каждые 100 км пути автомобиль расходовал по 7кг топлива. Сколько всего топлива он израсходовал?

Ответ: 70 кг.

3. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них в 1/4 часа проходит 13 км, а другой в 1/3 часа -16 км. Поезда встретились через 2 часа. Какое расстояние между городами?

Ответ: 200 км.

4. По дороге движутся навстречу друг другу пешеход и велосипедист. Сейчас между ними 52 км. Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

Ответ: 26км.

4. Задачи с несколькими способами решения

1. Пакет пряников и связка баранок вместе весят 9 кг, а два пакета пряников и связка баранок вместе весят 13 кг. Сколько весит 1 пакет пряни­ков и сколько весит 1 связка баранок?

Ответ: 4 кг, 5 кг.

2. 48 открыток расклеили  в 3 альбома, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое количество открыток. Сколько открыток во втором альбоме, если в первом и втором вместе 29 открыток?

Ответ: 10 открыток.

3.  В магазине 240 кг винограда развесили в пакеты по 3 кг и по 2 кг. Общий вес тех и других пакетов оказался одинаковым. Сколько пакетов каждого вида получилось?

Ответ: 40 пакетов; 60 пакетов.

5. «Магические квадраты»

Подберите числа так, чтобы квадрат стал магическим.

 

8

7

 

 

3

8

7

 

6

 

 

 

10

6

2

5

 

 

 

 

5

4

9

Дополнительное задание: используя числа квадрата, составьте из них произведения, один из множителей которых 2.

4x2 = 8      2x2 = 4      3x2 = 6       5x2 = 10

6. Выполните действия устно, а в тетрадь запишите те выражения,
значения которых делятся на 8.

1 вариант                                          II вариант

100-76          32-17              72-16            48+25

80 -17            13 + 6                 44 + 46            54 + 36

28 + 28          91 -59                 100 -36          53 -37

 

 

 

7. Найдите последнее число, если первое 18.

: 6

 

* 7

 

- 19

 

* 8

 

?

                          

    8. «Круговые примеры»

(Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого).

Выполняется самостоятельно

I вариант                                           II вариант

 

1) 57:19 *26        78                              1) 72:24 * 19       37

3) 91-38 + 15       68                             4)75:5 + 69         84

5) 60:5*6                 72                              6) 98:2+23              72                      

2)78:6*7               91                               2)  (57 + 27) : 12          7

4)68:17*15          60                               5) 84:6*7              98

5) 72 - 15*1                57                             3) 7*13-16           75

 

Назад