ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПО ТЕМЕ

«СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

(VII класс)

 

Место урока в учебном плане. Эту игру можно провести на заключитель­ном уроке по теме «Системы счисления» в VII классе, когда учащимися усвоены основные понятия данной темы, а также перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний.

Проведение игры.

Роль ведущего берет на себя учитель. Он разбивает учеников на две команды (так как уроки ОИВТ ведутся по подгруппам, то в команде получается по 6 — 7 игроков). Жеребьевкой определяются названия команд — «Нолики» и «Единички».

Для игры необходимо подготовить игровое поле, состоящее из девяти квадратов (3x3), на которых написаны названия конкурсов (или квадраты могут быть просто пронумерованы, а названия соответствующих конкурсов сообщает ведущий).

Команды по очереди выбирают один из игровых конкурсов на поле и выполняют предложенное задание. Победитель получает право закрыть соответствующую клетку на поле знаком своей команды.

Цель игры: добиться, чтобы символы команды выстроились на поле по диагонали, вертикали или горизонтали. Команда, первая добившаяся такого результата, считается победителем.

 

Конкурс

«Считай, не зевай!»

Конкурс

«Ребусы»

Конкурс

«Художники»

Конкурс

«Песенный аукцион»

Конкурс «Двоичная математика»

Конкурс

«Пантомима»

Конкурс «От Древнего Рима до наших дней»

Конкурс

«Кто больше?»

Конкурс

«Буриме»

 

 

 

Конкурс «Считай, не зевай!»

Ведущий предлагает командам выполнить следующие арифметические действия: количество базисных цифр в двоичной системе счисления сложить  с количеством бит в одном байте. Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается как 100. К полученному результату прибавить отличную школьную оценку. Ответ перевести в дво­ичную систему счисления и представить жюри.

Ответ. (2 + 8)-4 + 5 = 45ю = 1011012.

Оцениваются правильность и скорость выполнения задания.

 

Конкурс «Ребусы»

На доску вывешиваются плакаты, на которых в виде ребусов зашифро­ваны слова, связанные с информатикой.

В конкурсе побеждает команда, первая разгадавшая все ребусы.

Примечание. Составить ребусы и нарисовать плакаты можно поручить ученикам восьмых классов.

Примеры слов, которые можно зашифровать: монитор, процессор, сис­тема счисления, дискета, код, винчестер и т. д.

Примеры ребусов:

 

 


Конкурс «Художники»

Ведущий выдает командам карточки с заданием: отметить и последова­тельно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.

Оцениваются правильность и скорость выполнения задания.

Задание для команды 1.

1 (1, 11)               2 (101, 11)           3 (101, 1001)        4 (1000, 110)

5(101, 11)            6(1010, 110)        7(1001, 1)             8(11, 1)

9(1, 11)               10(101, 1001)       11(101, 1010)       12(1000, 1010)

13(1000, 1001)   14(101, 1001)

Задание для команды 2.

1(1, 101)             2(10, 110)           3(101, 110)          4(111, 1001)

5(1001, 1001)     6(111, 110)         7(1010, 110)        8(1011, 1000)

9(1100, 1000)     10(1010, 100)     11(111, 100)        12(1001, 1)

13(111, 1)           14(101, 100)       15(10, 100)

 

Конкурс «Песенный аукцион»

Каждая команда должна вспомнить и по очереди называть песни, в которых используются слова «ноль» и «один». Команда, которая в свою очередь не сможет вспомнить песню, проигрывает.

 

Конкурс «Двоичная математика»

Команды получают карточки с задачами.

Задача для команды 1.

В школе обучают английскому и немецкому языкам. 1100002% учеников VII Б класса учат немецкий, а остальные 11012 человек — английский. Сколько учеников в VII Б?

Задача для команды 2.

В классе 1111002 % девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Оцениваются правильность и скорость выполнения задания.

 

Конкурс «Пантомима»

Ведущий предлагает командам изобразить с помощью жестов, мимики, телодвижений какие-нибудь предметы, устройства, например компьютер­ную мышь или монитор во время загрузки компьютера.

Побеждает команда, которая артистичнее выполнила задание (по мне­нию жюри).

 

 

Конкурс «От Древнего Рима до наших дней»

Задание 1.

Запишите с помощью римских цифр даты рождения самого старшего и самого младшего участников команды.

 

Задание 2.

Представьте, что с помощью спичек выложены следующие примеры с римскими цифрами:

VII - V = XI

IX - V = VI

VI  - IX = III

VII  - III = IX

Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной спичке чтобы решение стало правильным.

Ответ.

VI + V = XI

XI - V = VI

VI  = IX - III

VII  + II = IX

Оцениваются правильность выполнения задания, а также слаженно работы команды.

 

Конкурс «Кто больше?»

Командам нужно составить как можно больше слов, используя букв слова «кодировка». Побеждает команда, составившая больше слов.

 

Конкурс «Буриме»

Напишите четверостишие, используя предложенные рифмы: ЭВМ — без проблем нужно — дружно.

При определении победителя этого конкурса учитывается выполнение требований буриме (соответствие заданных слов-рифм), содержание, ори­гинальность стихотворения (по мнению жюри).

 

Подведение итогов

Жюри, состоящее из учеников старшего класса, подводит итоги игры, награждает победившую команду памятным дипломом (который тоже изго­товлен учениками).

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Ланцова Е. А. Дидактическая  игра по теме «Системы счисления» // Информатика в школе. 2003. №5.