Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики МОБУ “Тархановская СОШ” Ичалковского района РМ

Аверкиной Татьяны Петровны

«Использование ИКТ-технологий на уроках математики и информатики как средство развития познавательной активности учащихся»

1) Актуальность и перспективность опыта.

Степень соответствия современным тенденциям развития образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

•        личностные;

•        метапредметные;

•        предметные.

Учитель и ученик… Даже человеку, далёкому от педагогики, понятно, что без взаимодействия этих составляющих невозможен образовательный процесс, а следовательно, невозможно развитие общества, которому необходимы грамотные специалисты и творческие люди. Поэтому особая роль предназначена учителю. В результате изучения математике и информатике обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Практическая значимость. Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Главной же задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой.

 

2) Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта. Своеобразие и новизна моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов,  отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение  доступности, качества и эффективности современного урока.

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов. В основу моего опыта положены следующие принципы:

·         доступность в обучении;

·         наглядность в обучении;

·         практическая направленность обучения.

Использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, такие как дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

Для реализации применяемых принципов и приемов обучения математики, отвечая требованиям стандартам второго поколения необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.

3) Наличие теоретической базы опыта.

Книги для учителя:

·                Конструирование современного урока математики: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175с.

·               Урок математики в малокомплектной школе: Кн. для учителя / М. И. Зайкин, Г. И. Саранцев, Саранск Мордов. кн. изд-во, 1992. – 124с.

Курсы:

·               ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский Республиканский Институт образования» и НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи». Центр дистанционного обучения. «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике»

Лекции преподавателей портала «Сеть творческих учителей»:

·         Разработка ЦОР для ИД во Flash 

·         Создание КОР (креативных образовательных ресурсов) 

·         Создание интерактивных учебных пособий во Flash / Первые шаги во Flash. 

 

4) Ведущая педагогическая идея.

5) Оптимальность и эффективность средств.

6) Результативность опыта.

Ориентированность опыта на конкретный практический результат.

Работая в малокомплектной школе, считаю своей главной задачей повысить эффективность урока за счет использования информационных технологий, преподнести новые знания так, чтобы самые слабые учащиеся освоили материал в классе, справились с проверочными работами.

Успехи и достижение обучаемых.

      Качество знаний в среднем по моим предметам составляет  61% при 100% успеваемости.

      Результаты ГИА  -

качество знаний по результатам итоговой аттестации в форме ГИА в 2012-2013 учебном году составило – 100%.

Результаты ЕГЭ –

85 % в 2008-2009 учебном году показали результаты выше среднереспубликанских результатов.

100% в 2009-2010  учебном году показали результаты выше среднереспубликанских результатов;

 

 

7) Возможность тиражирования.

Считаю главным способом тиражирования накопленного опыта  –  это общение с коллегами на заседаниях методических объединений, семинарах-практикумах на различных уровнях, консультации, беседы.

Семинар учителей математики Ичалковского района «Использование компьютерных технологий на уроках математики. Из опыта работы»

Семинар учителей информатики Ичалковского района. Доклад на тему «Разработка правил для соревнования учащихся 5-8 классов по работе с программой ЛогоМиры», «Информационно-коммуникационные средства обучения математики в школе».

Доклад на тему: «Применение компьютерных программ Maple и Advanced Grapher на уроках математики» 2009 г.

Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы обучения математике и информатике в современных условиях» Саранск, 17 марта 2008 г.  (МРИО): «Изучение объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic в средней школе»

Республиканской научно-методической конференции «Особенности преподавания с ИКТ технологиями» 7.04.2010 г, тема выступления «Конструирование алгоритмов: от простого к сложному».

 http://averkina.edurm.ru/ 

 http://numi.ru/15807 

Руководство исследовательской работой учащегося:

Сезон 2007 / 2008 http://project.1september.ru/work.php?id=567930

Разделы: В помощь учителю, Информационные технологии

 Участие в работе педагогических сообществ  (ссылки на профили)                     proshkolu.ru, festival.1september.ru, http://numi.ru , http://edcommunity.ru, http://videouroki.net.

8) Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися .

Современный урок характеризуется усилением функции управления процессом формирования новых знаний, реализовать который можно учитывая структуру построения учебного занятия.

Список  авторских приложений  к различным этапам урока математики:

Алгебра

С-5. РЕШЕНИЕ КВАДРАТИЧНЫХ НЕРАВЕНСТВ

С-6 РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ

Геометрия

Построение графиков функций путем преобразования.ppt

Сложение и вычитание векторов.ppt

Прямоугольник Ромб. Квадрат.ppt

Перпендикуляр и наклонная.ppt

Правильные многоугольники.ppt

Тема: “Шар. Сфера”

Урок – семинар по теме “Шар. Сфера”

Тема урока: “Тела вращения”

Тема “Конус”

Тема урока: «Объем конуса»

 

       Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.