Классный час

на тему «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»

 

Оформление: плакаты с высказываниями:

• Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

• Не отвечайте на грубость грубостью.

• Уважая других - уважаешь себя.

• Хочешь иметь друзей - будь вежлив.

• Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

 

Детям сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать

друг друга. Хором все говорят: «Здравствуйте!»

 

Учитель. Мы на празднике своем отдохнем, потанцуем и споем, а главное - научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внима­тельными, будем учиться общаться. Общение, что это такое?

Ответы ребят.

 

Учитель. Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:

• Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.

• Всегда и всюду будь лицом к люду, то есть народу.

• Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь.

А сейчас вспомним и прочитаем волшебные слова, пословицы, узнаем содержание и основные мысли, чтобы вы их запомнили.

 

Задание. Раскрыть смысл слов; составить одно самое красивое пред­ложение из 5 слов с использованием этих волшебных слов.

1.Здравствуйте!

1. Будьте добры.

2.Спасибо.

2. Будьте любезны.

3.Пожалуйста.

3. Доброе утро!

4.Извините.

4. Добрый день!

5.Благодарю.

5. Добрый вечер!

6.Досвидания!

6. Спокойной ночи!

Учитель задает вопросы - ученики отвечают.

• Ребята, мы учимся с вами общаться. А для чего человеку нужны руки? (Ответы разные.)

• А можно с помощью рук общаться?

-Да.

• Какими бывают наши руки?

• Добрыми?

-Да-

- А злыми?

- Тоже.

Задание. Потрогайте руки друг у друга. Что можно о них сказать?

- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

- Что еще можно сказать?

- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?

- А какие руки бывают, когда они злые?

- Холодные, колючие, вредные, плохие.

- Могут ли руки помочь подружиться? - Да.

Учитель. На первом месте по переживаниям в общении стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения дого­вориться, желания обратить на себя внимание.

Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить человеку зла.

С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер, Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния чело­века по мимике лица.

Проверим, все ли сумеют «легко читать» эмоциональное состояние дру­гого человека? Чем помочь ему? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.

Вот перед вами схематические изображения мимики лица (рисунки) с этими видами (выражениями).

(Узнать правильное эмоциональное состояние. Опрос ребят, их объяс­нение.)

Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние чело­века, а это необходимо каждому уметь, это помогает общаться людям меж­ду собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим ро­дителям.

Давайте подумаем, что еще помогает нам общаться, понимать друг друга.

 

Роль зрения в общении.

Эксперимент. Вызвать двух желающих, лучше девочку и мальчи­ка; им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, самый интересный момент. Но при разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной).

Все наблюдают.

(Пример.)

- А ты, Олеся, знаешь, что нынче особый год?

-Да!

- А какой?

- Год Голубой собаки.

- А книги читала про голубую собаку?

- Про голубую?

- Читала.

- А какие, назови?

- Я совсем не слышу.

(Разговор не получается. Причина. Ответы ребят.)

- Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно.

- Почему? Что не помогает?

- Глаза не помогают.

- А если повернуться лицом друг к другу...

- Тогда разговаривать легче.

- Значит, глаза тоже сильно помогают в общении с людьми. Ребята! А можно ли развить у себя внимание, память?

 -Да.

Учитель. Давайте проведем игру на внимание (можно разные игры). Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану. Он купил молоко, масло, сало.

- Что он не купил?

Или:

Я прочту вам слова. А вы, подняв руку, скажите, в каких словах есть буква «д». (Портной, труба, подвал, запад и т. д.)

Игра на внимание. Все встали. Кто сделает ошибку, садится... выявля­ется победитель.

Вывод. Значит, надо развивать внимание и память, это тоже помогает в общении друг с другом.

Учитель. Ребята, знаете ли вы, что есть специальные упражнения, помогающие изменить настроение, поведение, эмоции. Сейчас мы выпол­ним некоторые из них.

Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы бы­ло слышно только ваше дыхание.

   Для этого надо сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить, вообразить круг и медленно выдохнуть в него воздух. Так проделать 4 раза.

Затем после еще такого вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Повторить 3 раза. Подобным же образом выдохнуть 2 раза в две па­раллельные линии (между ними). Всего проделать 9 упражнений, после этого наступает успокоение, снимаются нагрузки, улучшается дыхание, нам становится легче. Их можно выполнять на уроке, если вы устали, веде­те себя неспокойно. Это улучшает поведение, повышает работоспособ­ность.

Итак, занимайтесь самовоспитанием.

А сейчас разминка «Частушки».

 

Ученики (исполняют поочередно).

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

 

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

 

Тетя Сима попросила

Витю слазить на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

 

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

 

В поезд входят три юнната,

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

 

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

 

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодку мастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

 

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

 

Учитель. Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы ус­лышали в частушках? Мы узнаем характер человека в общении друг с дру­гом. Что такое характер?

Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психоло­гических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера - слабовольный.

В пословицах так говорят о характере: «Каков характер, таковы и по­ступки». «С виду тих, да характер лих». «Слово сказал, как узлом завязал». «Характер определяет человека».

Сила характера заключается в умении себя держать в любой ситуации.

 

Ученик 1.

Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:

- Видел Настю я на улице сейчас,

Настя - славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти, я не слышал слова...

Ребята (хором).  Здравствуйте!

Слово-то какое, очень дорогое.

 

Ученик 2.

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была,

На меня он, «как торпеда»,

Налетел из-за угла,

Но представьте - зря от Вити

ждал я слова...

Ребята (хором).  Извините!